proehalimimo (proehalimimo) wrote,
proehalimimo
proehalimimo

"Гамбургер" метод воспитания - ответ френдессе.

Как осенью, так и весной у психологов и психиатров наступает горячая пора. Особое место в этой поре занимает работа с суицидальными попытками и завершенными случаями суицида детей и подростков. В большинстве случаев причина кроется в детско-родительских отношениях, которые складываются в семье.
Никто из родителей не стремится родить себе мальчика или девочку для битья, но как только у ребенка начинаются проблемы в школе, часто отношения отцов и детей принимают характер военных действий. Да и учителя порой подначивают: "А не дать ли вам своему ребенку витамина "Р".
Когда наши дети растут, они обучаются не только правильно считать и писать, но и отношениям в жизни, при этом делают ошибки и это нормально. Любовь родителей в том и проявляется, чтобы помочь дочке или сыну научиться справляться с этими ошибками. Наказание не является методом обучения.) Вы замечали, что дети с раннего возраста чаще всего пользуются одним методом - "подражание". Сначала они копируют поведение своих пап и мам, потом поведение эффективных, на их взгляд, сверстников и чужих взрослых, поведение героев компьютерных игр и поведение ментов из бесконечных телесериалов. Они примеряют на себя роли. Но во время этой примерки остаются один на один с собой, хотя участие родителей в ней может быть гораздо важнее, чем участие при покупке башмаков. А ведь при покупке башмаков вы обязательно спрашиваете ребенка, комфортно ли ему в новом ботинке и помогаете выбрать подходящий. Детям очень нравится, когда взрослые по вечерам, отключив телевизор, компьютер, стиральную машину и прочие штуки, садятся вместе с ними вокруг стола, зажигают свечку, разливают чай и начинается "свечка". Каждый рассказывает, какие события были днем, что огорчило, а что порадовало. С чем справился сам, а где нужна помощь. Какие планы на завтра, что он ждет от завтрашнего дня. Вот такая примерка с участием любящих родителей нужна ребенку каждый день, Во время своих консультаций я предлагаю родителям "Гамбургер" - метод воспитания из трех частей: сказать ребенку о его положительных ресурсах, которые он в данный момент осваивает, далее обсудить способы поведения и выбрать наиболее эффективный для воплощения ресурса, и третий слой - сказать ребенку о положительных последствиях для него, если он выберет самое адекватное поведение в контексте ситуации, который позволяет научить ребенка исправлять свои ошибки. Чтобы не грузить ленту, описание метода подробно под катом.

Что такое "гамбургер"? - эта образная метафора метода воспитания, из трех условных частей.



Первая часть. Когда сердце в ужасе замирает от вида того, что успел натворить ваш ребенок, сначала плотно закройте свой рот, положите одну руку на область сердца, а вторую на живот, успокаивайте свое дыхание: дышите, дышите и начинайте спокойно обдумывать: "Что хорошего в поведении моего ребенка Андрея Павловича)? - Судя по фотке, много: уважение к книжкам: псмотрите, как он их сложил стопочкой); тяга к рисованию и врожденный вкус: красным фломастером сделал на животе тигру татуировку, очень много ровных линий, развесил на батарею свои колготки, полил рассаду, осваивал медицину, сделал уколы всем игрушкам, а потом еще и всех накормил."
Осваивая мир, или как, модно сейчас говорить, социум, ребенок повторяет то поведение, которое видит вокруг, например, в 6 лет в нем проснулась социальная роль покупателя. Он берет деньги из шкафа, откуда их обычно берет мать, и идет в ближайший киоск купить на 1000 р. шоколадок и жвачек для всей компании во дворе, потому что мать тоже любит встретиться с друзьями и угощать их.
Приходят родители к психологу и говорят:
- Помогите, наш сын вор!
- А сколько ему лет?
- Шесть.
В возрасте пяти-семи лет с детьми это случается, ведь в это время ребенок осваивает социально важную для своей жизни роль «покупателя», но делает это в меру своего понимания. Беря без разрешения деньги из маминого кармана, он просто копирует поведение взрослых и, естественно, делает ошибки. Он видит, что на деньги можно купить много вкусных и полезных вещей – так делают родители! Но не подозревает об этической стороне дела.
Что делать в этом случае? Какой бы ужасный, на ваш взгляд, поступок не совершил ребенок, сначала успокойтесь: замедлите дыхание, погладьте себя и спросите себя: «Что нового происходит с моим ребенком, что в этом поведении хорошего?» И когда поймете, чему во взрослеющем сыне или дочери вам начать радоваться, сообщите ему об этом: «Я так рада, что ты становишься взрослым! Ведь ты становишься покупателем, умеешь говорить с продавцом, рассчитал деньги на покупки. Это так важно для твоей взрослой жизни!»
Во второй части разговора обсудите с ребенком его промахи и новые возможные способы более адекватного поведения. Задавайте вопросы, которые начинаются со слова "как", чтобы побуждать его самого нахожить нужные ответы, искать различные варианты поведения в данной ситуации и выбирать наиболее адекватный вариант: "Как ты думаешь? Как можно поступить по другому? Как это может отразиться на твоей жизни в последствии. Какой вариант поведения ты теперь выбираешь?. " На этом этапе можно использовать внешние опоры для обсуждения:игрушки, рисовать или делать записи. Например в ситуации, когда ребенок - покупатель: "Кто в семье главный и как он распоряжается деньгами? Для чего нужны деньги и как их тратить правильно? Как я узнаю, что тебе нужны деньги? Какие чувства ты испытал, когда взял деньги без спроса? .. ».
В третьей части беседы скажите ребенку о положительных последствиях для него наиболее адекватного ситуации выбора. В нашем примере: если он будет просить деньги у мамы или обсуждать с ней расходы: «Если ты будешь спрашивать деньги у меня и обсуждать со мной свои расходы, между нами еще больше укрепится дружба и доверие, ведь это так важно для любящих друг друга людей! Теперь ты становишься кормильцем семьи. Я назначаю тебя начальником холодильника. Я буду оставлять тебе список продуктов и деньги. А ты купишь все необходимое. А потом и сам составишь список, ведь тебе виднее, какие продукты дома закончились». Например, можно поручить ему покупку хлеба, молока или сообщать о том, что в банке заканчивается крупа или вермишель. Словом, договориться о сотрудничестве и закончить беседу позитивным настроем, так, чтобы ребенок понял свою ошибку, выбрал новый вариант поведения, ощутил родительскую любовь и доверие. Обратите внимание на то, что последствия должны быть позитивными. Уже, наверное, все в курсе, что мысли материализуются. Можно закончить ролевой игрой, когда ваш ребенок, сидя у вас на коленях, обсуждает с вами свои финансовые потребности.)
Tags: воспитание, дети, мое фото., родители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments