proehalimimo (proehalimimo) wrote,
proehalimimo
proehalimimo

ОСОБЫЕ РОДИТЕЛИ ОСОБОГО РЕБЕНКА

Начинаю чистить закрома). Родители уже записались на прием, вдруг кому-то пригодится информация к размышлению).
На лице выражение непрерывной боли, страха, тревоги, безысходности и страстное желание изменить своего «особого ребенка», чтобы превратить его в обычного. Такими приходят на консультацию к психологу «особые» родители «особых детей». Важно то, что они пришли и хотят изменений. Их приход – и есть факт готовности к этим изменениям. Но что нужно менять в жизни семьи.
Обычно родители начинают свой рассказ о проблемах ребенка. Список трудностей бесконечен и разнообразен: излишне общителен, не общается ни с кем, боится общения, проявляет агрессию в отношении к окружающим, замыкается в себе, не послушен и все делает наоборот, безынициативен и ждет указаний со стороны, стал обманывать, не записывает домашнее задание, нет успехов в учебе… Как формируются эти трудности?
Ребенок рождается и главная его цель выжить в этом мире, а чтобы выжить, этот мир нужно познать и найти в нем свое место. На это обучение природа отвела человеку самый длительный срок среди всех живых существ, как минимум 19 лет – женщинам и 25 лет мужчинам. Главные помощники в этом обучении родители. Легко ли быть родителем? Нужно этому учиться? Как воспитать из мальчика мужчину, а из девочки женщину?
Когда мы видим на окне в двух одинаковых горшках разные виды растений, мы понимаем, что не в наших силах сделать их одинаковыми и превратить, например, кактус в герань, а герань в кактус. Но в наших силах создать этим растениям такие условия, чтобы они цвели и радовали нас. Мы берем книги, ищем информацию в интернете и подбираем каждому растению особую земляную смесь, выбираем режимы полива и освещения, учитываем время года и сроки развития растения. Но когда дело касается воспитания собственных детей, почему-то большинство руководствуется опытом, полученным в семье своих родителей или друзей, или вообще поступают спонтанно. Часто этот «опыт» приводит к тому, что родители превращаются в постоянный стрессовый фактор для своих детей, хотя и из благородных побуждений.
Пятимесячный малыш приподнимает тельце, опираясь на ручки и ножки, раскачивается и движется вперед, к своей первой цели в жизни. Родительский страх заставляет вас схватить его и держать, чтобы он не упал на пол. "Туда нельзя! Сюда нельзя!" - А когда сыну исполниться 10 лет родители говорят: "У моего сына нет никаких целей, никаких интересов" Малыш растет и радуется при виде взрослых, но у взрослых много дел, его оставляют наедине с игрушками в манеже…. Вашему малышу 3 года, и он хочет уже сам принимать решения и выбирать себе занятия. Конечно, выбирает неверно. Его резко обрывают, оттаскивают, он упорно лезет туда, куда нельзя, и получает первый шлепок – и вот он уже плохой мальчик! Девочке 7 лет, она учится писать первые буквы, неверно повела линию и получает укор: «Как ты могла?» - и вот уже «плохая девочка», не способная оправдать ожидания родителей, позор для семьи. Простой анализ этих примеров из жизни ребенка может дать вам целую картину комплексов и проблем ребенка: отсутствие познавательного интереса, общее недоразвитие речи, трудности в общении, отсутствие веры в свои силы, зависимость от родителей, обидчивость, капризы, первые обманы и пр. Кто сформировал эти проблемы? Семилетнего мальчика родители непрерывно критикуют: неправильно пишет буквы, не так быстро считает и читает, не умеет одеваться, не чистит утром зубы… не- не.. Представьте: у вас есть красивый блестящий гвоздь, и вы начинаете стучать по нему молотком, забивая в доску, и вот гвоздя не видно. Эта метафора ярко характеризует то, что делают родители со своим ребенком, когда сдерживают его от собственного выбора, критикуют, обвиняют, запугивают страшными последствиями. Да, ребенок теряет свою индивидуальность и погружается в трясину сплошных комплексов неполноценности, будучи взрослым он будет избегать женщин, не создаст семью, потому что его внутренней установкой в голове будет звучать фраза «Кому я такой нужен?». Вы отнимаете у него мир. Потому что окружающая среда будет казаться ему враждебной, наполненной ужасами и страшными людьми. В этой среде нельзя делать самостоятельные шаги, а перемещаться можно только с помощью родителей. Вот вы и сформировали «особого» ребенка, который на все призывы действовать отвечает: «Не смогу!».. Посмотрите на себя в зеркало: вы видите маску страха и ужаса и транслируете эту маску своему сыну или дочери, каждый раз, когда она или он делают неверный шаг. Мало того, вы кричите ему в ухо, когда он не понимает как в уме сложить 2+2, потому что он еще вообще не умеет мыслить без опоры на внешние предметы и не манипулируя ими. Но вам не терпится. Вам стыдно, что у всех дети, как дети, а вам достался «особый»… Так с кем в первую очередь предстоит работать психологу? – Ответ ясный – с родителями. Эта работа не список рекомендаций: делай так и все наладится. Каждую семью можно сравнить с эксклюзивными часами, в которых можно заменять детали только на эксклюзивные, подходящие именно к этим часам. Никто не меняет свое поведение, руководствуясь списком действий. Психолог сопровождает родителей в процессе осознания ими проблем и возникновением желания решать эти проблемы. Мало того, способы решения каждый человек выбирает те, которые более всего эффективны в его исполнении. И здесь психолог тоже не указчик, а просто навигатор. И далее родителям предлагается репетиция, проживание новый способов отношений со своим особым ребенком. И здесь психолог выступает как корректор. Ребенок растет, у него появляются новые возрастные задачи, и снова родители нуждаются в поддержке психолога. В идеале – у каждой семьи, воспитывающей особого ребенка, должен быть свой семейный психолог. Мой опыт работы с клиентами подтверждает это. Например, ко мне обращаются родители иногда через несколько лет, по мере взросления ребенка, когда сталкиваются с новыми трудностями.
Работа психолога непосредственно с ребенком – это уже второй этап поддержки семьи особого ребенка. И в этой работе также нет однозначного ответа. Каждый особый ребенок, нуждается в особом индивидуальном подходе.
Так что же означает адекватный подход к проблемам «особого ребенка» в семье? Перечислю самые важные факторы, которые следует изучать, и учитывать при корректировке или формировании приемов взаимодействия родителей и детей в семье.
1.Сенситивные периоды возрастного развития, например: до года ребенок получает первые навыки позитивного общения со взрослыми, формируется познавательная активность и целеустремленность, от года до 5 лет активно развиваются речевые функции,. в 3 года формируются зачатки нравственности и самостоятельного поведения и пр.
2.Стиль детско-родительских отношений, например, гиперопека, гипоопека, попустительский.
3. Стратегия отношений с ребенком: борьба, сотрудничество, помощь, игнорирование.
4. Способы речевого общения с ребенком.
5. Способы невербального, психоэмоционального общения с ребенком, контакт глаз.
6.Психоэмоциональное состояние самих родителей также часто необходимо приводить в норму, обучать родителей приемам саморегуляции и самоконтроля.
В заключении хочется сказать, что самой главной энергетической силой, которая позволяет ребенку развиваться и преодолевать комплексы «особого» - - это любовь родителей и этому тоже следует учиться!


Tags: воспитание, дети, особый ребенок, родители, семейный психолог), фото мое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments