?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прошло много лет, герой этой истории уже взрослый мужчина, имена изменены, случай редкий, но не исключение)Диспетчер службы сообщила, что записала ко мне на прием клиента с необычным поведением. Из первичной беседы с мамой выяснилось, что она очень переживает из-за того, что ее четырехлетний Игорек говорит о себе, о своих желаниях и делах только в третьем лице, употребляя слова «Игорек» и «он». Мама уже почитала психологическую литературу и поставила сыну диагноз: «аутизм» с очень серьезными последствиями для развития психики.
Из беседы с родителями я узнала, что Игорек - младший ребенок в семье, при этом - на 12 лет младше средней сестры, а старшей сестре - 23 года. В материальном плане семья благополучная, ребенок обеспечен всем необходимым и даже больше. В семье ему принадлежит роль «талисманчика», маленького царька, о котором все только и рассказывают друг другу в восторженных интонациях. Эти рассказы он часто повторяет сам и рассказывает знакомым, например мне он рассказал: «Если Игорек огорчится, то он бежит в свою комнату, падает лицом на подушку, и сначала слезы у него капают крупные как горошины, а потом бегут сплошным ручьем...» Игорек в два года говорил фразами и уже знал буквы.
Первые встречи с Игорьком были диагностическими. Я просто исследовала развитие его интеллекта, речи, наблюдала за поведением, налаживала контакт с ребенком. Было проведено обследование интеллекта. Игорек читал по слогам и считал в пределах 10, владел математическими приемами счета «насколько больше» и «насколько меньше», показал достаточно высокий уровень осведомленности в простых понятиях и бытовых сведениях, хорошо выполнял логические операции сравнения, сериации, классификации, аналогии, исключение лишнего, обобщения понятий. Хотя игровая деятельность была ведущей, но элементы произвольности уже сформированы: его достаточно легко было настроить на выполнение задания. Ребенок демонстрировал богатый словарный запас и высокий уровень речевого развития. В объяснении значений слов каждый раз Игорек рассказывал мне конкретный случай из своей жизни, что свидетельствовало о хорошем течении развития воображения. Феномен Пиаже в сравнении качества и количества подтвердился. Таким образом, Игорек показал уровень развития интеллектуальной сферы выше средней возрастной нормы, а поведенческие проблемы, связанные с обращением к себе в третьем лице, возникли, видимо, как реакция на роль семейного талисмана. В моей практике это очень редкий случай. Я предупредила родителей, что без слез не обойдется, потому что ребенку придется «ломать» поведенческие стереотипы самовосприятия и самопрезентации в процессе общения с окружающими. Родители согласились на эксперимент.
Прежде всего, я пригласила на прием всех членов семьи, кроме Игорька. Все вместе мы пришли к выводу: самопредставление четырехлетнего малыша в третьем лице, обусловлено особенностями детско-родительских отношений - гиперпротекцией со стороны родителей и старших сестер, которые в присутствие малыша восторженно обсуждали между собой его поступки и достижения. Малыш был в центре внимания родственников ни как личность со своим Я, а как объект восхищения – царек (талисман) - ОН. Благодаря такому отношению со стороны окружающих, у малыша закрепилось отношение к самому себе также как к постороннему объекту - к НЕМУ.
На этом приеме мы договорилась, как родители и сестры будут вести себя в отношениях между собой и с Игорьком в его присутствии. Во-первых, были запрещены всякие оценки и обсуждение поведения малыша между взрослыми в его присутствии. Во-вторых, разрешалось говорить с малышом о его поведении, непосредственно обращаясь к нему. На этом этапе с родственниками были проведены специальные ролевые игры, в которых они отрепетировали свое новое поведение по отношению к малышу.
Развенчание привычных поведенческих стереотипов Игорька длилось несколько недель, пока его поведение не изменилось и не стало автоматическим. Мы встречались с ним 1 раз в неделю в течение часа. Эксперименты проводились в присутствии родителей. Я стала так выстраивать ситуации общения и игры с ребенком, что он вынужден был говорить о себе в первом лице. При этом я опиралась на главные ресурсы Игорька – хорошее речевое развитие и задатки, связанные с развитием словесно-логического мышления.
Малыш ничем не отличался от обычных детей. Этот «аутичный» ребенок забыл о своих родителях, как только первый раз вошел в кабинет и уселся на маленький стульчик напротив меня. Вот некоторые эпизоды нашего приятного общения. На первый прием малыш пришел с игрушечным джипом.
- Здравствуй малыш! Можешь ты мне рассказать, чем тебе запомнился день в детском саду?
- Игорь принес джип. Все дети обижали Игоря и отнимали у него джип.
Я посмотрела на дверь и громко позвала:
- Игорь заходи, тут какой-то мальчик про тебя рассказывает. – На мой зов никто не отозвался.
- А где же этот обиженный Игорек? – С удивлением спросила я малыша.
- Вот он! – Игорек хлопнул себя рукой в грудь.
- Ну, ты шутишь! О себе ты бы сказал: «Я» и «меня», то есть: «Я принес джип, и ребята его у меня отнимали».
- Шуточки у тебя! - Малыш насмешливо покрутил головой и заерзал на стуле, - таких слов не бывает. Бывает только слово «Игорек».
- Но ведь есть буква «Я».
- Нет такой буквы. Есть только буква «И».
- А как же называется это? – Я показала малышу яблоко.
- Иблоко! – Уверенно сказал малыш. (Малыш обращался ко мне: ты, так как я включилась в его игровое поле, как равный партнер.)
- Извини, подожди минутку. - Я вышла из своего кабинета и договорилась с мальчиком лет 10, что он сейчас войдет в мой кабинет и представиться Игорем. Потом снова вернулась в кабинет и села напротив Игорька. Скоро в дверь постучали, в дверях стоял еще один Игорек - подставное лицо.
- Игорек, позволь мне сделать тебе сюрприз, – и я обратилась к вошедшему: «Мальчик, как тебя зовут?»
- Рад всех видеть. Я – Игорек! – представился «самозванец» и уверенно уселся на стул в поле зрения малыша. Настоящий Игорек с изумлением смотрел на самозванца.
Я достала коробочку, доверху наполненную красивыми разноцветными кубиками, и предложила малышу разделить кубики на всех присутствующих. Я показывала Игорьку кубик, а он говорил, кому его отдать.
- Красный - тебе, - я взяла свой кубик, - синий - маме, зеленый – папе, а желтый – Игорьку! – Малыш схватил желтый кубик и положил перед собой. Но я тут же забрала этот кубик и отдала самозванцу:
- Это тебе Игорек. – Самозванец с радостью взял кубик.
Малыш открыл от удивления рот, а потом заканючил:
- Жадина - говядина, большая шоколадина, дай хоть один кубик, хоть немножко Игорек поиграет.
- Пожалуйста! - Я выбрала самый красивый кубик и снова отдала самозванцу. Малыш огорчился и заревел в голос. Я не стала нагнетать обиду, убрала все кубики и переключила внимание на самозванца:
- Игорек, чья на тебе такая красивая кофточка?
- Моя!
- Ты великолепно в ней выглядишь.
Затем я дотронулась до бантика, который украшал костюмчик малыша:
- А на тебе, чей такой красивый красный бантик?
- Игорька! – малыш с достоинством продемонстрировал себя в бантике.
- Снимай немедленно и отдай Игорьку. Зачем ты нарядился в чужой красивый бантик? - Я дотронулась до бантика, малыш тут же вцепился в него обеими ручками:
- Только у Игорька может быть такой нарядный бантик. Вот он - Игорек? – малыш хлопнул себя рукой в грудь и заныл.
Я снова переключила внимание на самозванца:
- Игорек, - я дотронулась до уха самозванца, - Чье это ухо?
- Мое ухо!
- Очень красивое ухо, оно просто украшает твою голову!
- Игорек, - я дотронулась до уха малыша, - а у тебя на голове чье ухо?
- Это ухо Игорька. – Малыш быстро прижал ладошки к ушам и добавил: Игорьку нужны два уха.
- Тогда придется их оторвать и прицепить Игорьку, - сказала я. - Игорек, хочешь, чтобы у тебя было еще 2 уха?
- Хочу! – Счастье осветило лицо самозванца.
- Вот он - Игорек! - малыш снова стал колотить себя в грудь.
- Мне жаль, но время приема закончилось. До свидания, Игорьки. А чей это джип? – я показала на яркую заводную машинку малыша, которая стояла на столе.
- Это джип Игорька, - ответил малыш.
Я протянула игрушку самозванцу. Тот с наслаждением стал гладить красивую машинку по корпусу, и, не скрывая своего очарования, повторял:
- Я - Игорек! Это моя машинка!
- Вот он - Игорек? – Малыш колотил себя в грудь и плакал.
- Упорный ты, друг, - я вернула машинку малышу: До следующей встречи.
Родители одели малыша.
Когда все семейство уселось в машину, и отец включил зажигание, малыш сказал:
- Игорек устал, он хочет есть и спать.
Папа быстро выключил зажигание и, открывая дверцу машины, сказал:
- Да, я согласен с тобой, сынок, мы не хорошо поступили, что оставили Игорька голодного и усталого у психолога в кабинете, пойду и позову его.
- Я – Игорек. Я устал, и я хочу есть! - Закричал малыш.
Прошло две недели. Родители снова привели малыша на прием. Малыш не дожидался приглашения, а сразу уселся на свой стульчик и пригласил меня к себе в гости играть на компьютере. Игорек говорил о себе то «я», то «он». Когда я его поправляла, Игорек покорно исправлялся и говорил о себе «я». Мне не очень понравилась его пассивная, покорная интонация. Когда он снова ошибся, и, отказываясь от выполнения задания, сказал: «Он этого не знает», - я попросила его повторить за мной: «Это он не знает, какой-то там слабак, а я знаю, я могу, и все у меня получается!» - с последними словами я изобразила не вербально уверенного в себе человека. Малыш с энтузиазмом повторил эту фразу и «отзеркалил» мой жест и мимику, а потом выполнил очень сложное задание для «четырехлетки»: сложил все фигуры из 4-х кубиков в тесте «кубики Косса». Через 3 недели малыш говорил о себе только в первом лице.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
maxymov
May. 27th, 2010 04:08 pm (UTC)
Очень-очень поучительный пример...))))
proehalimimo
May. 27th, 2010 04:15 pm (UTC)
Интересно, как у человека формируется я-сознание), многое зависит от отношений с окружающими взрослыми)
maxymov
May. 27th, 2010 04:52 pm (UTC)
Безусловно.
Я как не мог общаться со взрослыми, так и теперь с трудом, ибо мну не лечил никто...)))
proehalimimo
May. 27th, 2010 05:12 pm (UTC)
Нормуль все))))
maxymov
May. 27th, 2010 05:21 pm (UTC)
Вы столь убедительны, что с вами даже не поспоришь...)))))
dom3d
May. 27th, 2010 05:23 pm (UTC)
Игорек
У Игорька была мания величия.
Но он же был способный!
Может не нужно было его делать нормальным ребенком, как все.
proehalimimo
May. 27th, 2010 05:43 pm (UTC)
Re: Игорек
Способности никуда не делись, к нему вернулось его Я.) - Проверено временем)
gochaorg
May. 30th, 2010 08:04 pm (UTC)
Очень интересный пример, надеюсь еще найти в журнале описание практики (давно интересует психология).

Вопрос насколько это http://gocha.org/drupal/?q=node/122 клинический случай юношеского максимализма ?

Просто чтоб не утомлять всей той перепиской на linux.org... мои выводы такие: Что он действительно имеет знания, но их очень мало и не представляет всего объема работ (а по его заявлениям там очень большой объем работы на коллектив в течении нескольких лет, которые ему видятся сделать легко ему одному), объяснить это пытались люди еще пол года назад, но видать не смогли.
proehalimimo
May. 30th, 2010 08:43 pm (UTC)
Паша, ты тоже ему не объяснишь, хотя ты и прав на 100%.Да. это максимализм. примерно с выхода первого юникса невозможно в одиночку что-то стоящее написать. Учителям редко попадаются талантливые ученики, которые еще и достигают больше, чем учитель. И тогда восхищение учителя передается и окружающим, мальчика захвалили. Теперь ему придется выпутываться, когда начнуться проблемы с идеей. По-хорошему, ему нужно еще много учиться и заодно и обшению, чтобы находить точки понимания и роста в общении с будущими коллегами, когда они создадут, что стоящее. Со сканерами и мыслеуправлением - перспективные идеи, но еще очень далеко до воплощения. Как минимум, ему нужно плюсом к программированию 5 годков поучиться нейропсихологии.
gochaorg
May. 31st, 2010 02:38 am (UTC)
Да, чувствую можечком, что доказать в данном случае ему вряд ли что возможно, единственная идея в голове летает что может направить его напор на создание статей для сайта, хотя не уверен что может получиться из этого что-то стоящее
proehalimimo
May. 31st, 2010 07:46 am (UTC)
Жизнь все расставит по местам)
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel