proehalimimo (proehalimimo) wrote,
proehalimimo
proehalimimo

4. История от сохи. Великая Октябрьская революция свершилась!

Когда очень хочется рыбки, чего стоило удовлетворить это желание почти 100 лет назад? А как печь лепешки из картофельной ботвы? - Продолжаю историю от сохи.



Записки Григория Еремеевича Маслакова.
1917 год - свержение царя. Началась революция. Еремея Андреевича мобилизовали в Камышлов на бойню, там было набрано много скота. Скот забили, работников отправили в Ирбит и там они служили по восстановлению Советской власти, состоя в Сельском полку. Пришел домой осенью 1918года. В 1919 году Еремея Андреевича направили старшим за рыбой. С каждой деревни взяли по четыре лошади и по два ямщика, на каждые две лошади возчик, на каждую лошадь взяли по десять пудов овса и сена по десять пудов. И так набралось двести лошадей. Дорога предстояла далекая и тайгой на север в Кондинск ( более 1000 км в одну сторону). Отправились в конце декабря, пока застыли болота и реки. Ехали тайгой болотами и безжизненными местами, только зимовья охотничьи. На каждом зимовье оставляли овес и сено, чтобы обратно не везти. Приехали в Кондинск пустыми, нагрузили рыбы по двадцать пудов на лошадь и себе на дорогу взяли пять пудов на лошадь, так возы стали по двадцать пять пудов. Дорога плохая вся покрыта снегом, ни кто там до них и не ездил, тайга, болота. Ехали медленно, от зимовья до зимовья, кормили коней и отдыхали. Доехали до Верхотурья, за зиму коней измотали. Кое-как вернулись домой


Рисунок 1.Примерная схема похода за рыбой
Что такое конный обоз? Можно посмотреть на картине

Илларион Прянишников. - Порожняки, 1872

Коней надо готовить к севу. Посеяли немного хлеба. Хороший год был - урожайный. Кто совсем не сеял - не было семян. Где была рожь на жнивах, там выросла она хорошая, густая и ядреная. Намолотили ржи и стали с хлебом, хорошо поправились. Тогда налог был общий на деревню - тысяча пудов. У бедного нет хлеба, и он не сдает, а налог надо выполнить. Тогда на мужика нажимают: вези сто пудов. А если у него нет, то приходят и выгребают весь хлеб, сколько есть, и увозят, только оставляют на семена. У пяти человек забрали, ссыпали в один амбар и закрывали на два замка. Ключи у старосты хранились. А народ питайся чем хочешь. Ели лебеду, кору березовую, картофельные плети сушили, толкли и пекли лепешки. У нас тогда было две коровы, поэтому хорошо питались лепешками с молоком. Начался тиф. Много народа болело, и школа не работала, потому что разместили в ней лазарет. Народ только искал кусок хлеба, шли все на север и много умирало от голода и болезней. Идет человек, упал и помер. За деревней были поставлены теплушки, в которых были печки и нары. В теплушках ночевали, а утром староста выгонял в другую деревню. Помирало много, хоронили каждый день. Я заболел. Болел, долго лежал, потом стало легче, стали меня поднимать и садить как младенца. Через некоторое время стал сам подниматься, начал поправляться и понемногу начал ходить. И тогда заболел отец, мать одна по хозяйству, дедушка и бабушка - старые, а надо убирать хлеб, пришлось нанимать чужих людей на жатву. Потом отец поправился немного и начали с ним снопы возить, хотя сил не было. Но надо, накладывали возы небольшие и сами на вершины забирались, так и возили все снопы. Поправили здоровье, стало лучше. Пришло время молотить. Ходили молотить в люди и свое измолотили. Отвезли урожай на налог, хлеба осталось на еду. Владимир Ильич Ленин издал приказ: Единый налог за землю. Мы расплатились и отвезли кабанчика в мясозаготовку, рассчитались с государством.
Tags: 1917 год, история, крестьяне на Урале, революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments