?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разместила  небольшую лекцию   на
Информационном портале «Просвещённая Россия», Нижний Тагил, вдруг кому то пригодится,  делюсь, только букв много)

Кризис 3-4 лет.

Обычно родители  устраивают ребенка в детский сад в возрасте 3 лет. Период привыкания  (адаптации) к новому распорядку дня, питанию, к новым отношениям с чужими взрослыми  совпадает с  возрастом  детского кризиса.  В этом есть свои плюсы и минусы.

Само слово кризис на многих людей производит  пугающее впечатление. Но если его не пережить, значит что-то не так  в  твоем развитии. Кризисы у людей происходят каждые 7 лет, а в детстве - каждые 3-4 года, в зависимости  от  индивидуальных особенностей развития.   На примере насекомых легко понять, что такое  кризис. В первый кризис из яйца вылупляется гусеница. Через  некоторое время у гусеницы возникает следующий  возрастной кризис – гусеница  окукливается.  Потом у куколки возникает кризис.  Кокон  трескается и на свет появляется бабочка.    Легко понять, что жизнь всех четырех форм резко различается.  Кризис – это переход  в новую форму развития  а, следовательно, будут меняться  окружение,   способы  взаимодействия с миром, особенности восприятия и мира  и    самоощущение себя в мире.  

Условно кризис 3  лет  (в зависимости от индивидуальности развития  - возраст 2-4 года) -  это первый  кризис, связанный с формированием  таких  психологических  новообразований,   как самостоятельность  в поведении ребенка,   воображение   в мыслительной деятельности.   Исследовательская деятельность, когда все предметы ощупывались, пробовались на вкус, сменяется сюжетно-ролевой игрой, в которой отрабатываются навыки  психоэмоциональных отношений.  Наступление кризиса вы можете  заметить даже потому, что  вашему ребенку уже мала старая шапочка и пора покупать  новую кепку!   А почему увеличился  размер головы, потому что он в голову ест?  - Начинают активно созревать  нейроны в области лобных долей мозга.  Это та часть мозга, в которой  принимаются рациональные решения, формируются планы, цели и стратегии поведения.  «Я сам»  - ключевая фраза трехлетки.  Мало того, у трехлетки   формируется активный запас речи.    Малыш,  буквально,  впитывает все фразы и  слова, которые произносят  окружающие,   говорят по телевизору и в кино.  При этом   у   него нет еще такого новообразования как критическое отношение к услышанному.  Он произносит все,  что запомнил к месту и не к месту, часто вгоняя в краску стыда родителей.   Но и это еще не все. Начинает формироваться мышление на основе конкретного воображения.   Ребенок верит всему, что ему говорят, для него нет вторых смыслов, метафор.   То,  что  не понимает, то  малыш  домысливает из своего  небогатого опыта. Это еще и возраст страхов, когда из-за  воображаемых фобий может развиться заикание. Хотя взрослые иногда и сами этому способствуют, запугивая ребенка пришлыми волосатыми  дядьками, которые сажают детей в мешок и уносят,  и другими  чудищами.

В этом   возрасте формируется  личность  ребенка,  появляется  впервые  чувство с вины,   стыда за совершенные и несовершенные поступки, сострадание  или  жажда мщения. Самые умные дети начинают хитрить:  «Это была шутка», - объясняет свой поступок мальчик.

И еще немаловажный фактор, девочки и мальчики отличаются между собой по признаку стремления к цели. У мальчиков природой заложено -  быть победителем в любой ситуации, а девочки более склонны добиваться цели обходными путями.  Например,  трехлетке  мальчику важно во всем быть первым – первым добежать, первым одеться, первым  что-то доесть.  Да и командирские навыки малыш деспотично   отрабатывает на окружающих. Если кто-то, например старший брат или сестра его опережают, то конфликт между ними предрешен.

Стать самостоятельным в этом возрасте ребенка заставляет сама природа. Нейронам  в коре его мозга нужно не только созреть, но и сформировать между собой связи  - цепочки действий в определенных ситуациях, а для этого они должны быть активными, иначе дендриты не будут расти, чтобы  образовывались связи между нейронами.

Когда взрослые противятся первым проявлениям самостоятельности в поведении ребенка, то   ребенок вступает с ними в конфликтные отношения и становится трудновоспитуемым.  Зато  активно перевоспитывает родителей сам:   манипулируя ими с помощью капризов, обид, истерик. 

Как же вести себя родителям  и другим взрослым  во время детского кризиса? Самая общая рекомендация:  принять факт наступления кризиса, как неизбежное и радостное событие. Ваш ребенок взрослеет и становится более самостоятельным и приспособленным к   жизни. Поэтому   терпение, спокойствие, держите себя в руках в прямом смысле слова: положите одну руку на сердце, вторую на живот и замедляйте дыхание: «Я дышу ровно и спокойно»,-  потом выбирайте, что вам подходит из предложенных ниже рекомендаций, или ищите свой путь.

Ребенок эмоционально выражает свой протест на запрет  или отказ   родителей:  падает на пол, дергает руками и ногами, громко кричит.   – Объяснить любому человеку  что-то в момент эмоционального приступа сложно, особенно это относится к трехлетнему ребенку. Если в данный момент жизни  ребенку  ничто не угрожает, просто проигнорируйте его поведение. Можете отвлечься на что-то, что может переключить его внимание, например, заняться поисками его любимой игрушки, предложить другим детям или игрушкам поиграть в прятки или  в жмурки. Если вы дома, то можете  тоже прилечь рядом с ребенком и шутливо изобразить  истерику, чтобы он увидел со стороны, как это неприятно.  Не пугайтесь, если ребенок в общественном месте устроил истерику, не он  первый, не он последний. Спокойно стойте рядом и ждите, когда успокоится.

Ребенок агрессивно выражает свое обесценивание взрослых, кидается на них с кулаками. Родители злые, бабушка противная, старые игрушки – плохие. От родителей можно услышать:  «У нее вообще никто не авторитет.....никого не слушается, делает все наперекор.....». – Просто  отведите ребенка в уголок  или посадите на отдельный стул, предложите успокоиться. Обязательно покажите свое недовольство его поведением, скажите, что взрослые, которые о нем заботятся заслуживают уважения и хороших слов. Скажите ребенку, что он сам выйдет к взрослым, когда успокоится и захочет извиниться за свое поведение.   Тогда взрослые  поймут, что ребенок повзрослел и будут тоже г его уважать. Оставьте ребенка на это время одного.


Ребенок потерял игрушку или вещь и плачет. Если потерю не вернуть, просто прижмите его к себе, погорюйте вместе с ним. Он сам придумает, как себя успокоить.  Второй  вариант переключите его внимание на интересную игру или забаву, порисуйте вместе с ним, поиграйте в песок.

Негативизм, протест.   На все ваши просьбы ребенок реагирует словом «Нет».   –  Согласитесь  с ребенком и сделайте вид, что все делаете, как он хочет, но при этом демонстрируйте и негатив, который из этого получается.  Второй вариант, старайтесь меньше  спрашивать ребенка: А хочешь ли ..»  Просто молча берите его за руку и ведите, например, умываться, разговаривая на посторонние темы или вспоминайте вместе какие-нибудь стихи  или песенки..

Упрямство. На слово «Нельзя» - говорит   «Льзя» и гнет свою линию, лезет куда не надо или опасно. Направляйтесь туда же вместе с ним и покажите, в чем опасность.

Строптивость.  Ребенок протестует против сложившего уклада жизни. И  правильно: жизнь  в коконе, отличается от жизни бабочки. « Я вообще больше никогда не буду спать» - заявляет малыш,  стоя в своей кроватке. Разрешите ему стоять, сколько хочет, но в это время оставьте его одного.

Своеволие. « Я хочу».  Скажите, что тоже хотите что-нибудь, например, жить вместе со слоном или пить  чай с солнышком.

Детский  эго-центризм - «я -  главный, это все мое!»  - Поиграйте вместе с ребенком в сюжетно-ролевые игры, например, в «жадину» и в «дружбу», используйте заместителей для разных  ролей  - игрушки.

Хотелось бы обратить внимание на речевые обороты родителей. Мозг детей очень конкретен и буквально реагирует на то, что говорят.

Частицу  «НЕ» мозг  отказывается воспринимать. Если говорят ребенку: «не вертись» - он вертится»; «не лезь в лужу» - он лезет в лужу,  «не   хлопай дверью»-  он хлопает,  «не кричи» - он кричит. Поэтому сообщите ребенку те действия, которых вы на самом деле от него хотите: поставь ножки вместе,  стой на месте,   обойди лужу, отойди от двери.  Если хотите тишины, скажите ребенку  тихим  спокойным голосом: «Говори тихо» и приложите палец к губам.

Демонстрируйте ребенку  свое уважение к его выбору, но предлагайте выбирать между «надо» и  «надо». Например: «Ты пойдешь на улицу в теплой куртке или в ветровке?»   «Ты хочешь слушать сказку про муху - цокотуху или про мойдодыра?», «Тебе наливать суп в голубую тарелку или в  зеленую?» «Ты сначала помоешь правую ручку  или левую».  «Как ты думаешь, если на улице сегодня холодно, то что должен одеть малыш?»

Поиграйте с ребенком  в различные сюжетно-ролевые игры с использованием волшебных слов  речевого этикета  в  разных ситуациях: просьбы, отказа, приветствия, прощания, благодарности, знакомства.

Отделяйте поведение ребенка от его личности.  В одной и той же ситуации поведение может быть разным.  Ребенок не всегда знает как себя вести, или может использовать модели поведения, которые видел в мультфильмах, например «Маша и  медведь»  (шаловливая, бесцеремонная сверхсамостоятельная  Маша без дистанции в отношениях со взрослыми), «Барабоскины»  (беспрерывные конфликты и разборки между героями),  «Трансформеры»  (много агрессии и ключевые слова убей, убью). Проигрывайте с детьми разные  модели поведения в одних и тех же ситуациях, помогайте ребенку выбирать наиболее адекватные, контролируйте информационный поток, который сваливается на вашего ребенка.

Начало посещения детского сада связано с переменами в жизни ребенка, Ему придется адаптироваться к новым условиям жизни, к  новым отношениям  с чужими взрослыми и сверстниками. На это нужно время. Однако просто  рассказы о садике мало помогут ребенку, он еще не способен строить  поведение, ориентируясь на слова, зато в его  конкретном воображении могут возникать страшные картины жизни в «чужих людях».   В этом возрасте дети начинают с помощью взрослых активно играть в сюжетно-ролевые игры, так они познают мир. Через игру вы и можете помочь ребенку примерить новый образ жизни.


Предложите ребенку выбрать  какую-нибудь маленькую мягкую игрушку, о которой он будет заботиться:  укладывать рядом с собой спать, водить в садик,  встречаться с другими игрушками и весело с ними играть. Вместе с ним играйте в детский сад: усаживайте  игрушки на  завтрак, обед и ужин, водите на прогулки, укладывайте днем спать.

По возможности организуйте его встречи и игры со сверстниками, оставляйте их на некоторое время без вашего внимания, если нет угрозы  жизни ребенку.

Возможно,  вам придется уже сейчас перестроить  режим дня ребенка так, чтобы   время  прогулок, сна,  питания   совпадало с режимом дня в садике.

Терпеливо помогайте   ребенку  осваивать  навыки самообслуживания, покажите ему, как мыть руки перед  едой, пользоваться горшком, как   просить помощи у взрослого!  Как вести себя в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.  Просто прогуляйтесь с ним до детского сада, покажите детей на прогулке.

Обратите внимание на психоэмоциональную  готовность ребенка новым  условиям в детском саду.  Оберегайте вашего ребенка от стрессовых ситуаций   (громкие конфликты в семье в присутствие ребенка,  беспрерывные мультфильмы особенно перед сном,  поздние прогулки по гостям или прием гостей  до 12 часов ночи).  Создавайте в семье доброжелательную атмосферу принятия и взаимного уважения. Демонстрируйте ребенку те модели поведения, которые ждете от него.

Теперь  вы, уважаемые родители,   легко догадываетесь, что с приходом кризиса   к вашему ребенку,  вам тоже следует позаботиться о смене стиля  своих отношений с ребенком, с уважением относиться к его мнению и желаниям, терпеливо объяснять причины, по которым отказываете его  «хочу».  Используйте его стремление   к  самостоятельности в мирных  целях: обучайте через игру  самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, убирать  игрушки, мыть руки перед  едой.  Оставляйте ему время на освоение этих навыков, давайте ему возможность делать ошибки и самому исправлять. Если нет угрозы жизни, разрешите ему осваивать мир и побыть наедине с бабочкой и муравьем.

Просто любите вашего ребенка и уважайте и сохраняйте  его индивидуальность!


http://znanie-ural.ru/eksperty/psihologiya/maslakova/lekcii/zakrytye_lekcii_kommentarii/10015413/page/1/

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
vianer
Jul. 1st, 2013 06:01 pm (UTC)
Большинство советов - очень правильны. Когда-то давно, растя своё дитё, я так и поступал:)
proehalimimo
Jul. 1st, 2013 06:20 pm (UTC)
Спасибо!)
m_bobrovskaya
Jul. 2nd, 2013 05:12 am (UTC)
Большое спасибо! Нам, за исключением сада, всё это предстоит!
proehalimimo
Jul. 2nd, 2013 10:56 am (UTC)
Удачи в развитии)
m_bobrovskaya
Jul. 2nd, 2013 01:18 pm (UTC)
Спасибо!
lans_sett
Jul. 4th, 2013 08:41 pm (UTC)
Прочитал с интересом и посоветовал знакомой, у которой ребенок как-раз переживет первый кризис. :)
proehalimimo
Jul. 5th, 2013 01:44 am (UTC)
Спасибо, старалась писать без терминологии, максимально просто.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel