?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учительница  русского языка открыла дневник ученика. Рядом с двойкой, которую она поставила еще вчера, было написано нецензурно слово с буквой "т" в конце.  Учительница поморщилась, немножко откинулась назад. Все ее тело сопротивлялось ошибке. Она автоматически взяла ручку и красной пастой и исправила "т" на "д".
Роберт Дилтс исследовал процесс переработки информации, который используют грамотные люди, и организовал его в простую эффективную стратегию. По его мнению, грамотные люди всегда пользуются   одинаковой стратегией правильного письма. Грамотный человек смотрит  вверх или прямо перед собой,  когда произносит слово по буквам.  В это же время он визуализирует слово, а затем смотрит вниз, чтобы проверить свои ощущения.  Спеллинг включает в себя написание слова на бумаге  через прочитывание (сканирование) его с внутренней визуальной картинки.

В английских и русских словах, да и в немецких отчасти  звук не соответствует букве. Поэтому запоминание правописания слов на слух изначально ведет к безграмотному письму. С. Андреас в своей книге «Сердце мозга» описывает еще  одну непродуктивную стратегию запоминания слов: «Творческая орфография» -  человек каждый раз создает слово заново, в то время, когда надо активизировать долговременную визуальную память (активизировать ту часть мозга, которая зафиксировала  бы образ слова). Грамотные люди говорят,  что внутренний образ слова связан у них с ощущением, что это слово им знакомо. Например, корректоры, глядя на страницу, сразу видят ошибки, неправильно написанные слова буквально бросаются им в глаза. Способность видеть слова глазами мозга - основной ключ к академическому успеху


Пошаговая стратегия правильного письма

1.     Актуализация ресурсного состояния успеха. Ребенку предлагается вспомнить ситуацию, когда он был успешным, переживал радость  и гордость за свои достижения, например,  смог спрыгнуть с крыши сарая, или перелез через забор.

2.     Психологическая установка на актуализацию зрительного канала восприятия: «Осмотритесь вокруг, постарайтесь как можно больше увидеть предметов вокруг вас, отметьте про себя то, что вы заметили только сейчас».

3.     Восприятие слова: «А теперь мы будем запоминать как выглядят слова, чтобы потом их правильно писать. Внимательно смотрите на слово, при этом останавливайте взор на частях слова, отдельных буквах и буквосочетаниях». Можно рассматривать слово в сочетании с его ассоциативным образом (предметом, однокоренным словом, ребусной формой слова), можно детям предложить самим составить ребусную форму.

4.     Визуализация слова: «Направьте  взор влево вверх (для правши)  или вправо вверх (для левши) постарайтесь увидеть это слово внутренним взором (представить), внимательно рассмотрите его как бы внутри своей головы, обратите внимание на  отдельные буквы и буквосочетания.»  Замечание: психолог  обычно ставит  ладонь в левом верхнем углу поля зрения ребенка и предлагает ему, глядя  на ладонь, представить слово. Нельзя насильственно закатывать  глаза влево вверх. У каждого  свои  способы проникновения в зрительную память. Просто  вспомните, как выглядит, что-то вам знакомое и на этом фоне представьте слово.

5.     Создание чувства осведомленности: «Скажите про себя: «Я отчетливо вижу, как пишется это слово, я отчетливо вижу букву…, буквосочетание .. и всегда смогу опираясь на этот образ слова написать его правильно. Я – уверен в этом».

6.     Контроль: «Напишите это слово, как вы его запомнили». Если допущена ошибка, то повторить, начиная с пункта восприятие слова.




Несведущего человека может отпугнуть количество шагов, но дело в том,  что только на первом занятии ребенок осваивает эту стратегию, а потом  она присваивается, становится его опытом и работает автоматически, также, как человек учится ходить, научившись, он уже не контролирует свои ноги.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
staryiklen
Apr. 12th, 2014 05:28 pm (UTC)
Интересно!
А я вот просто очень много читал, еще до школы)
proehalimimo
Apr. 12th, 2014 05:33 pm (UTC)
Эта стратегия для немножко особых детей, которые в три года еще не научились говорить. У них обычно первичным становится визуальный канал с картинками - говоря по простому, а речь - вторична.
staryiklen
Apr. 12th, 2014 05:37 pm (UTC)
прошу прощения, не понял...
nota_x
Apr. 12th, 2014 05:56 pm (UTC)
я тоже много читала до школы) А в школе игнорила учебную программу...
proehalimimo
Apr. 12th, 2014 05:59 pm (UTC)
Эта стратегия- своеобразная программа для мозга. У одних она формируется автоматически с раннего детства, а других нужно обучать.
staryiklen
Apr. 12th, 2014 06:16 pm (UTC)
на уроках литературы просто тосковал... а на выпускном экзамене сочинение писал про Маяковского, но не про "программного", а Маяковского - футуриста... "Четверку" вкатили, классуха наша расстроилась - ни единой ошибки же не было))
proehalimimo
Apr. 12th, 2014 06:31 pm (UTC)
От линии партии отбился)
staryiklen
Apr. 12th, 2014 06:44 pm (UTC)
в институте гос по научному коммунизму сдавал - тоже четверка, и тоже потому, что "отбился от курса", хотя имел партбилет)))
proehalimimo
Apr. 12th, 2014 06:49 pm (UTC)
Кажется у меня было отлично за коммунизм в универе,,,,. но в партии меня не было. Наверное, мне за красивые глазки оценку поставили))
staryiklen
Apr. 12th, 2014 07:05 pm (UTC)
Да меня препод перед экзаменом просил - не спорь со старпёрами из комиссии, мне, грит, твоя пятерка важнее, чем тебе... А я не сдержался:))
proehalimimo
Apr. 13th, 2014 01:44 am (UTC)
Это чисто мужское - поспорить о политике, об истории)
gorini44
Apr. 13th, 2014 03:41 pm (UTC)
Очень интересная и полезная статья.
proehalimimo
Apr. 13th, 2014 03:46 pm (UTC)
Спасибо. Лучший вариант отработать эту стратегию: просто взять тетрадь ребенка по русскому языку с максимальным количеством двоек и буквально, каждое слово, исправленное учителем запомнить, как указано в стратегии.
abradoks
Apr. 13th, 2014 04:15 pm (UTC)
Наверное, это работает.
proehalimimo
Apr. 13th, 2014 04:17 pm (UTC)
Да, колышники исправляются)
lans_sett
Apr. 13th, 2014 08:35 pm (UTC)
Надо будет знакомой посоветовать, а то у нее проблема с ребенком... :)
proehalimimo
Apr. 14th, 2014 01:04 am (UTC)
С Днем рождения!) Всех благ!
lans_sett
Apr. 14th, 2014 12:23 pm (UTC)
Спасибо! :)
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel