?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нашла у себя в закромах родителям и учителям на заметку,

Наш мозг очень восприимчив к словам. Когда вы говорите детям: «Это тяжелое для вас задание, сейчас мы будем изучать трудную тему, будьте внимательны, трудитесь, старайтесь». Вы можете сразу поставить крест на результат.  Просто потому, что человек по своей природе ориентируется на успех и легкость  достижения результата.  Но  слова:  «будьте внимательны, трудитесь, старайтесь» - для детей полная абстракция, которая никак не объясняет, что конкретно нужно делать. Когда вы говорите ребенку: «Не вертись, не шуми!» – вы даете ему команду шуметь и вертеться. Поэтому вы говорите: «Сегодня у нас очень простая и понятная каждому из вас тема». «Просто, легко, пусть, само собой» - ключевые слова. Также вы даете детям указание на то поведение, которое хотите от них получить: «Вы можете сейчас легко успокоиться, сесть красиво, взять ручку и начать писать». При этом вы  делаете те же движения  корпусом и руками, которые предлагаете детям, заражая их своим поведением…
Из школьного курса биологии вы знаете, что закреплять реакцию или поведение можно как поощрением, так и наказанием. Поэтому, когда вы наказываете ребенка, хотя бы плохой оценкой, будьте готовы к тому, что теперь этот ребенок будет у вас получать  все больше плохих оценок. Очень редки случаи, когда плохая оценка способствует лучшему усвоению и пониманию учебного материала. Если вы пишите дисциплинарное замечание в дневник для родителей, будьте готовы к тому, что ребенок научится обманывать,  а поведение его будет хуже предыдущего.
Когда человек чему-то учится или осваивает новые социальные роли, он обычно делает ошибки, независимо от возраста. Некоторые даже не на тех женятся, с кем хотели бы жить) Но уже хорошо то, что  человек начал что-то делать и что-то он уже делает правильно. Однажды я вела наблюдение в  первом классе  для детей VII вида. Учительница ходила между парт  и проверяла, как дети написали букву. Она заходила со спины, наклонялась над ребенком, тыкала пальцем в его тетрадь и безучастно говорила: «Не правильно». Ответная реакция ребенка была  адекватной ситуации: он склонял голову над тетрадкой, слезы капали на буквы, буквы расплывались и становились еще страшнее, чем были раньше. Зачем нужен учитель? Наверное, не затем, чтобы исполнять  роль психологического фашиста.  Учитель помогает исправлять ошибки. Что хорошего  в поведении этой учительницы? Хорошо то, что она подходила к детям. А потом ей следовало бы подумать, какую помощь нужно оказать Маше, а какую Саше.   Если нужна эмоционально-регулирующая помощь, можно просто присесть впереди ребенка, чтобы оказаться в его личной  безопасной зоне общения и  прошептать ему на ушко: «Я хочу сообщить тебе простой сказочный секрет, как писать красивые буквы, ты просто пой их про себя, когда пишешь! Сообщи этот секрет на ушко соседу». А если нужна обучающая помощь, то  начинаете говорить ребенку о том, что у него уже хорошо получилось: «Молодец, ты правильно начал вести линию сверху вниз, а потом … (учитель берет руку ребенка и вместе с ним выводит букву), теперь напиши букву сам ...»



Comments

( 6 comments — Leave a comment )
olga_nut
Apr. 12th, 2014 02:00 pm (UTC)
Интересно, спасибо! Про слова о трудности - удивительно верно. Если уж учитель (родитель, наставник, начальник) такое сказал, он должен сейчас же чем-то подбодрить того, к кому обращается.
proehalimimo
Apr. 12th, 2014 02:11 pm (UTC)
Да, иначе мозг заранее настраивается на тяжелую работу, эмоционально тоже человек напрягается вместо того, чтобы решать задачу, ищет способ увильнуть или отложить ее решение на потом)
igrah
Apr. 13th, 2014 09:02 pm (UTC)
Совершенно верно! :)))
proehalimimo
Apr. 14th, 2014 01:01 am (UTC)
Спасибо.)
vilgun
Apr. 15th, 2014 05:27 pm (UTC)
верно написано !
proehalimimo
Apr. 15th, 2014 05:51 pm (UTC)
Спасибо)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel