?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот пост   под катом   много буквоф), поскольку интересен только педагогам-психологам, просто  педагогам, может также  заинтересовать  режиссеров театра и кино или писателей. Это не особо новая  педагогическая технология с психологическим оттенком.     Цель этого занятия    состояла в том, чтобы познакомить  будущих психологов с методом, который они смогут  в дальнейшем  использовать в своей практической работе по  психологической поддержке одаренных детей, а также для развития их способностей к творческой деятельности.
Вашему вниманию предлагается проследить подробно все этапы ведения мастерской и результаты, полученные на каждом этапе этого учебного занятия.


 
Первый этап психологи называют «разогрев»  или  эмоциональной индукцией. Очень важно с самого начала разбудить эмоциональный опыт участников, который  в той или иной мере у каждого связан с темой мастерской.  В нашем случае для осмысления была выбрана всем известная русская народная сказка  «Колобок».  Эмоциональное включение начинается с пространства, в которое входят участники. Например, сенсорная комната, на стенах которой развешаны  картины  по теме мастерской, на виду у присутствующих раскрыт чемодан, заполненный аксессуарами для героев сказки. Фоном звучат  русские народные песни.  Участникам предлагается вспомнить сказку.  Они садятся в круг, и кто-то при приглушенном свете для всех начинает рассказывать известный всем сюжет сказки: «Колобку было 18. Он был совершенно лишний» .

Вторым важным условием эмоционального включения является  возможность выбора   для каждого участника. На этом занятии участникам раздавали роли. Обычно предлагается два варианта:  либо случайный выбор, также как это часто происходит в жизни.  Либо каждому предлагается взять самую непонятную для него роль.   Для нашей сказки я предлагаю выбрать каждому одну из следующих  ролей: старуха, дед, окошко, лиса, дорожка, колобок, масло, песенка. Обратите внимание на то, что среди  общепринятого названия ролей есть также и необычные, несущие определенные смыслы и символические функции предметы   и части среды.   Это подогревает внимание, интерес участников, вызывает некоторое недоумение, а иногда и раздражение,  мотивирует к творческому поиску.

Второй этап идентификация с персонажем. Он связан с созданием индивидуального образа своего героя. Поскольку у нас психологическая мастерская, то на этом этапе мы использовали  метод психологических расстановок по Хеллингеру. Ведущий или назначенный режиссер расставляет  героев в пространстве, и называет каждому его роль, например :  Ты –  не Маша, ты - окошко.
Подсказки ведущего, для идентификации с ролью:
·         Концепция внешнего образа (пол, возраст образ тела: как выглядит герой).
·         Концепция личности героя  (потребности, цели  и мотивы, ценности  героя).
·         Концепция среды (окружение, друзья, враги, чувства,   отношения  с окружением стратегии разрешения конфликтов).
·         Концепция времени  (что было с героем в прошлом, что происходит сейчас,  его ожидания в будущем).
Ведущий медленно говорит подсказки, направляя мысли чувства участников:
- Какой вы?  Какого вы пола, возраста, как выглядите? Что вам интересно, чем вы занимаетесь, какие у вас способности, как вы воплощаете свою роль в жизни? Осознайте свои потребности, чего вам больше всего хочется. Подумайте о разных своих потребностях: физических, материальных, о  любви, общении  и привязанности,  о духовных потребностях. Подумайте о своем прошлом, загляните туда, откуда вы родом. Что происходит в данный момент: ваши цели, мечты, ощущения.  И сейчас, когда вы слились со своим героем, почувствуйте себя в этом поле, в этом пространстве, почувствуйте свои отношения с другими персонажами, ваши цели, мечты, стремления!
Поделитесь своими впечатлениями.
-  Я – лиса. У меня цель съесть колобка, не дать ему никаких шансов ни с кем встретиться. Он такой аппетитный.
- Я – старик, повидавший жизнь мужчина. Не смотря на то, что есть жена и достаток, я  одинок, так как нет детей.  А колобок непослушный, с ним много неприятностей.
- Я окно – я очень старое окно. Меня поставили очень давно, еще дед со своим дедом. Я не хочу отпускать колобка. Мне приятно, когда бабка протирает стекло. Я люблю когда солнце  отражается во   мне и проникает своими лучами в дом.
-   Я песенка, я вижу себя на празднике в центре девичьего хоровода, я пою и приплясываю. Моя цель отдыхать  и путешествовать, дарить людям праздник!
Я – дорожка. Ни пола, ни возраста без начала, без конца. Мо цель  вести всех вмести к чему-то  важному, главному.
Я – старуха. Я жду старика с охоты. В этом пространстве мне ближе всех окно, Я сижу  и жду у окна. У меня нет особой цели.   Только постоянная тревога за колобка.
Я –  колобок, парень подросткового возраста. Мне нравится риск, я ничего не боюсь  и всегда пою. Мне хочется бежать по дорожке подальше от деда и бабки.
- Я  масло,  я помогла колобку стать румяным  и красивым.
Ведущий:
- Перемещайтесь в пространстве и,   когда найдете для себя комфортную точку, остановитесь.
- Расскажите, что изменилось сейчас?
-  Я всех вижу и мне комфортно – сказала песенка.
- Я старик и я стараюсь уберечь колобка от лисы.
- Я лиса, и я спряталась за колобком, я за ним наблюдаю.
-  Я – колобок и мне ничего ни страшно, я рядом с дорожкой. Я чувствую защиту и любовь деда и бабки.

Третий этап - диссоциация с персонажем, взгляд на него со стороны. Обсуждение его места и роли в  в общей картине мира.
Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам  сесть в этом пространстве, и  порисовать свои впечатления о выбранной роли».
Далее  каждый  участник рассказывает о своем рисунке и   любой из круга может задать ему вопросы. Ниже приводятся  результаты индивидуального и коллективного осознания каждой роли  в нашей мастерской. Вы сможете заметить, что участники осознали миссию  и  смысловые жизненные установки своих героев, а также рассказали и о своих личностных проблемах, переживаниях, каких-то болевых точках, ценностных ориентациях.

Колобок рассказывает о своем образе. Я нарисовала всех участников, на одном листе, чтобы все хоть  и не рядом уместились  на одном листе. Такой цветущий колобок с замечательным настроением.  В данный момент колобок не думает ни о чем серьезном, ни о чем не беспокоится.  Его не волнует, что кто-то о нем переживает, он думает только о себе. Он подросток, у него гормоны играют.  Он жаждет  приключений, общения с новыми людьми, новых знакомых и поэтому пошел искать.  Мысли  о  будущем колобку в голову не приходят, пока он  ощущает только  радость   в настоящем.  Когда-нибудь он вернется домой, извинится перед бабкой. Колобок   - символ развития личности, появления новообразований в психики.
Окошко. Я в доме, слежу, что там происходит, мне очень интересно семейное положение, но я не заметила, как убежал колобок.  Мне очень жалко бабушку. Она плакала, сидела смотрела  в  окошко. Дед пошел его искать, но не нашел.   Легли спать  расстроенные. Я все это вижу. Вначале вы сказали о себе старое окошко. Живут в землянке, дома передавались по наследству. А может быть какое-нибудь обновление?  Бабушка меня моет, дед что-нибудь поправит.   Когда не было колобка , - окошко было  единственное светлое пятно в жизни деда с бабкой.  Окно  связывает русскую  душу с миром. Оно  является свидетелем бытия деда с бабкой, их мыслей.   Окно - сгусток энергии всего рода, как сгусток информации  об  истории  рода.

Масло.   Я нарисовала  печку ,солнечного колобка. Надеюсь, что еще испеку новых колобков. Есть цели  на будущее. Нет остановки, масло не перегорело.  Символ того, что есть  всегда потенциал для создания будущего светлого, солнечного,  яркого.
Старуха  как обычно сидит  у окна,  смотрит из окна на деда, который удит  рыбу. Вот она печет колобка, у нее нет пока  никаких мыслей об изменении в жизни.  В руке у нее бутылочка, как будто она хочет кормить новорожденного. Они с благими  намерениями колобка родили.   Это не символ старости. Это  символ надежды, что не все возможности еще исчерпаны.

Старик. Рядом старуха, под  защитой  у него колобок и старуха. Старик хочет, чтобы их семья была единым целым.  Чтобы под старость лет  закончить жизнь счастливо.  Это также сильная линия, когда  завершение жизни должно  быть  достойным, чтобы рядом были любимые люди и не просто умереть, а  оставить   после себя и дальше  росток жизни.  Старику лет  60. Но в душе он молод, еще все впереди. Это землянка, окно, избушка -  это было всегда,  что уже невыносимо переносить, а колобок  для них, это как взрыв, выход из этого пространства  в новое.  Старик  -символ надежды на семейное счастье и  родительство.
Дорожка. Старик и старуха боятся дорожки, это - страх потери. А колобка дорожка привлекает.  Вдоль дорожки камни – как события и препятствия в жизни  со светлой и темной стороной.   Каждый выберет сам себе  Дорожка - это мое ощущение мира.  Где -то есть и большие дороги.  Дорожка  -  это часть пути, я так еще расту. Стремление стать большой дорогой есть, но еще рано. Если сейчас много людей по ней пройдут, дорожка может разрушиться.  Не надо торопиться, чтобы толпы проехали. Дорожка еще не готова, она может разрушиться. Символ дорожки  -  стремление к цели.

Песенка.   Песня поднимает нам настроение.  Песенка – образ из детства.  Девушка поющая, ей все нравиться, жизнерадостная., особенно нравится петь.   И песенка летит куда-то  в своем, летит. «Я от бабушки, ушел, я от дедушки ушел, а от тебя и подавно уйду» -. Откуда такая самоуверенность?.  Песня существует отдельно. Она очень свободная. Символ песни она свободная.    Песня подстегивает. Это мотивационный компонент. Символ песни – это дух свободы, жизнелюбия.
Лиса.  Колобка не съела, только отгрызла кусочек. Он потом вернется домой потрепанный и потасканный, но вернется.

Четвертый  этап  - духовная интеграция.
Ведущий.  - Левой рукой напишите по  3-4 слова, которые возникают у вас по ассоциации с вашим образом.  Прочитайте свои ассоциации. Если кому-то понравятся чьи-то слова, то добавьте  их себе в список.
Окошко: свет, дом, любовь, тепло, уют
Песенка: любовь, свобода, ветер, весна,
Колобок: приключения, семья, вера, небо, музыка, сказка.
Лиса: опасность, наслаждение, престиж, хладнокровие, предприимчивость.
Масло: счастье, дом, родные, будущее, свобода, надежда, вера, любовь.
Дорожка: жизнь, события, приключения.
Дед: забота, тревога, надежда на будущее, семья, любовь
Старуха: жизнь в ожидании чуда,  сказка, счастье
Ведущий.-  Интересный у нас получился список – слова все архаичные, очень значимые для каждого человека во все времена.
Задание.  В течение 3-5 минут,  напишите   четверостишье   к своему образу, можете использовать слова - ассоциации. Зачитывайте свои стихи и возвращайте себе собственное  имя.
Лиса.
Я  опасная, я престижная,
Предприимчивая,  хладнокровная,
Наслаждаюсь я, упиваюсь я,
Я  живу, когда я люблю!
Масло:
В добрый   дом приходит радость,
Масло в печке все скворчит.
Бабка  с  дедкой ждут с надеждой
Новых встреч из их печи
Дорожка
Как интересно жить,
Если  ищешь свой путь .
Смело с песней иди,
Страхи  дома забудь.
Дед
И путь длиною в жизнь пройдя,
У деда с бабкой новая семья!
Старуха
Жизнь прошла,
а смысл есть в том,
что будет завтра.
Жизнь прошла,
А ты поверь
Счастье есть и сказка!
Песенка
Я люблю и я свободна.
Я пою и  я   лечу
Прямо в небо, прямо к солнцу
И тебя с  собой  возьму.
Колобок
Дома ждет его любовь,
Но играет в жилах кровь.
Дома ждет его семья,
А манят приключения.
Но когда-то он вернется.
Сказка былью обернется.
Окно.
Я  – окно.
Я люблю свой дом,
В нем всегда светло,
Уютно и тепло.

Заключительный этап – личностный,  рефлексивный. Выход на новый уровень осознания собственных новообразований, целей, задач развития, понимания своей связи с миром, отношений с близкими.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sowetnik_p
Mar. 7th, 2013 05:47 pm (UTC)


С праздником весны, девочки и мальчики!
proehalimimo
Mar. 8th, 2013 03:45 am (UTC)
Спасибо огромное, улыбка до ушей от радости! Красота!)
lans_sett
Mar. 8th, 2013 04:42 pm (UTC)
С интересом прочитал, у тебя все так наглядно и понятно получилось. :)
Поздравляю с 8 марта, желаю всяческого счастья.
proehalimimo
Mar. 8th, 2013 04:45 pm (UTC)
Спасибо, это была учебная мастерская, если по полной развернуться часа на три с кофе-паузой было бы еще интереснее)
Спасибо за поздравление.
lans_sett
Mar. 8th, 2013 05:13 pm (UTC)
:)
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel