?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про орало мучеников)

Оригинал взят у katya_plombir в Крики в школе



Разбирала я недавно файлы в своем ноутбуке и обнаружила лекции по конфликтологии. Решила выложить часть сюда: во-первых, вдруг те файлы потеряю, а во-вторых, вдруг кому-то пригодится.

Сегодня речь пойдет о весьма распространенной проблеме в школе: многие учителя кричат на детей (и дети от них тоже не отстают).Давайте рассмотрим психологию крика, его причины и пути избегания.

Психология крика
  • Одно из первых мест на вопрос: «У какого учителя учащиеся больше всего хотели бы учиться?» занял ответ, в котором ребята разных возрастов написали в своих ответах: "У такого, который бы не кричал". 
Учитель кричит от осознания своей беспомощности: он не в состоянии повлиять на ребенка сугубо педагогическими техниками и добиться того, что ему нужно.
  •  учитель кричит – и дети испытывают чувства страха, обиды, недоумения, злости.
  • в ответ на педагогическое воздействие методом крика дети во многих случаях становятся агрессивными, зажатыми, их способность воспринимать учебный материал блокируется. 
  •  устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий. 
 Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка, вполне сравнимое с физическим наказанием. Для сравнения
  •  В животном мире крик – показатель превосходства одного животного над другим. 
  •  Африканские львы устрашают друг друга на брачных ристалищах мощными, поистине душераздирающими криками. 
  •  То же самое делают гориллы и шимпанзе. 
Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? 
Как ни странно, многие и в самом деле не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать. Причины подразделяются на 3 типа:
Психолого-педагогические причины
  •  недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, 
  •  отсутствие должного профессионального мастерства,
  •  неумение влиять на ребенка так, как учителю этого хотелось бы 
Социально-психологические причины
  •  Многие взрослые любят показывать своё превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идёт в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.
  •  В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и своего социального статуса.
  •  Для многих учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормализации своего психического состояния. Еще Фрейд установил, что агрессия может перемещаться на безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю.
  •  Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и от своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, наконец, просто от семейных неурядиц.
  • В крике присутствует также определенный момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди своих коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.  
Физиологические причины
  •  Не последнюю роль в психологии крика может играть сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с деятельностью органов внутренней секреции.
  • Не секрет, что, покричав, а точнее – проорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им не достаёт в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем. 
  •  Во время известных критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониаторы в такие дни запрещают много разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. 
Куда и как направить энергию крика
  •  Крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать. 
  •  Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего атмосферу школы трепетным звуковым эфиром. 
Учителю, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием сможет помочь медитативное упражнение:
  •  "Мой спокойный красивый голос"
  •  Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
  • Мне дышится легко, приятно и спокойно.
  • Все мышцы моего тела приятно расслаблены.
  •  Я совершенно спокоен.
  • Голосовые связки в моём горле приятно расслаблены.
  • Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
  •  Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.
  • Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.
  • Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.
  • Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
  •  Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.
  • Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
  • Все мышцы моего тела остаются расслабленными.
  •  Моё дыхание ровное и спокойное.
  •  Никакие вибрации неприятных мыслей не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
  •  За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз – куплю книгу, о которой давно мечтал.
  • А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.
  • Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
  • Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудной ситуации.
При неумении правильно использовать головные, грудные и брюшные резонаторы, длительное говорение только на одних голосовых связках, приводит к их преждевременному износу и рефлекторному переходу на крик со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
Постановке голоса и умению с ним грамотно обращаться в наших педагогических вузах, за редким исключением, по-настоящему не учат. А между тем резонаторная теория голосообразования, разрабатываемая в наши дни профессором В.П. Морозовым, даёт правильные ответы относительно того, как надо пользоваться голосом каждому много говорящему человеку, и прежде всего – учителю. Его замечательная работа "Тайны вокальной речи" должна быть настольной книгой каждого педагога.

*лекции подготовила Бирюкова Л.М., доцент кафедры педагогики ПГУ им. М.В. Ломоносова*

 


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
vseneobichnoe
Mar. 10th, 2012 03:05 pm (UTC)
Привет.Увидел тебя у brazilnatal. Решил зайти.Понравилось..:-)) Зафрендил..:-))
proehalimimo
Mar. 10th, 2012 03:13 pm (UTC)
Взаимно)
rodion_dementev
Mar. 10th, 2012 06:09 pm (UTC)
Всё не осилил, но классно! ;)
proehalimimo
Mar. 10th, 2012 09:57 pm (UTC)
)Если кратко: чем тише говоришь, тем лучше тебя слышат)
lans_sett
Mar. 15th, 2012 06:31 pm (UTC)
Интересный пост... Сам стараюсь на людей голос не повышать. :)
proehalimimo
Mar. 15th, 2012 06:36 pm (UTC)
Правильно, себе дороже, только гипертонию и можно заработать)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel